Знаю, что много людей спрашивают: -"А какие есть ещо стили Капы?"
З.Ы. Сам такое спрашивал, для етого вылажую инфу про стили Капуэйро!
1) Old Capoeira - старый стиль, так уже никто не играет. Из него родились все стили Капоэйра, которые мы знаем и можем наблюдать на сегодняшний день. Традиции в этом стиле (хотя стиль здесь -понятие условное) были разными в Бразилии не только от штата к штату, но и от улицы к улице. Этот вид Капоэйра не имел методических основ, все передовалось непосредственно исходя из видения того или иного Мастера. Субординации была следущая - был Мастер и ученики, иногда выделялся помощник Мастера. Определенная форма одежды отсутствовала. Работали, как в обуви так и без нее. Техника боя была различной (преимущественно очень жесткой).
Музыкальные инструменты использовались различные - в зависимости от случая и их наличия.
2) Capoeira Angola - Классический стиль, созданный Mestre Pastinha на основе старой Капоэйра. Мастер успешно объединил музыку и традиции старого стиля из разных регионов страны, разработал методику преподования для более эффективного изучения. Ангола очень интуитивный стиль, но он имеет множество требований, ритуалов, традиций и правил. Субординация осталась как и у Старой Капоэйра. Мештре ввел форму - черные штаны и желтая рубашка. Традицинно работают в обуви. Техника боя подобно игре двух кобр (очень плавные, ленивые, перетекающие перемещения с молниеносными атаками). Атаки, как правило, проводятся ногами, головой, есть свои броски и захваты. Обязательные требования к музыке - три Беримбау (Гунга, Медиу, Виола), два Пандэйро, один Атабаке, Агого, Реко-реко. Иногда используют так же - Жекичиба, дополнительные виды Беримбау (Берабоис, Виолинья)и др.
3) Capoeira Regional (или Luta Regional Bahiana) - стиль, уже успевший стать классическим. Создатель стиля - Mestre Bimba. Мастер добавил к старой Капоэйра технику Батуке (старинное бразильское единоборство с преимущественным использованием ударов ногами), немного бросков бразильской школы Джиу-Джитсу, и прыжковую акробатику. Также им были разработаны четкая методика преподавания, нормативы (Синтура Дишпризада и сиквенции мастера Бимба) и требования. Он ввел цветные (цвета бразильского флага - зеленый, желтый и синий) пояса-шнуры (Кордау) для определения уровня учеников. Им была разроботана и субординация, в такой последовательности:
а)Калоуру - человек не проходивший Бачизаду и не имеюший шнура,но уже изучающий Капоэйра какое-то время.
б)Алунуш - ученики, Прошедшие Бачизаду (посвящение) и получивший шнур. Уровней учеников было несколько. В завмсимости от уровня ученика ему присуждались шнуры различных цветов. Ежегодно ученик имел право атестоваться на новый кордау, уровень сложности возрастает от шнура к шнуру.
в)Градуаду - продвинутые ученики или старшие ученики (традиционно синий Кордау)
г)Формаду - уже собственно инструктора, проходящие особенно сложную аттестацию и в результате имеющее право вести собственные групы. После этого уровня технику больше не сдают.(традиционно красный Кордао)
д)Истажиариу - инструктора, которые всецело отдают себя Капоэйра и уже по сути набирают стаж и опыт как в игре, так и опыт в качестве преподователей.
е)Профисору - провинутые и и опытные учителя.
ж)Конра Мэштрэ - грубо говоря, это преподователь - претендент на титул Мастера.
з)Мэштрэ - Мастер.(традиционно белый Кордау)
Техника в Капоэйра Режионал отличалась большей подвижностью и резкостью, обилием высоких положений и множеством ударов ногами (по всем уровням), ударами головой,коленями и локтями, наличием молниеносных бросков и подсечек. Традиционная форма в Капоэйра Режионал - белые штаны (абадас-лиштра),белая футболка или рубашка и шнур кордау. Работают традиционно без обуви. Музыка исполнялась на двух Пандэйру и одном Беримбау (Медиу) и только при особых событиях использовали другие инструменты. Мештрэ Бимба ввел свои ритмы, в том числе и многим известный гимн Капоэйра Режионал.
4) Capoeira Contemporanea - современная Капоэйра, вышедшая из Режионал, в основном, все то, что сейчас повсеместно практикутся в мире, кроме традиционных школ. Появление Контемпорании связывают с тем, что с 1930 года при содействии некоторых учеников, Капоэйра Мастера Бимба попала в различные города и штаты Бразилии (далеко за пределы Штата Баийа) и там начала свою жизнь.
Под воздействием разного рода факторов, со временем, она все больше и больше отошла от прежней Капоэйра Режионал.
Субординация бывает различная от школы к школе, впрочем как и цвета кордау. Появились новый титулы (Монитор, Негуинче и т.д.) и самый высокий в Контемпораниа, Грау Мэштрэ - т.е. главный мастер данной школы (может быть только один в данной школе). В школах Контеммпорании требования к ученикам меняются в зависимости от школы к школе. Иногда дают новый уровень только за то, что ученик просто отходил положенное время. Многие школы больше не изучают Сиквенций мастера Бимба и Синтура Дишпризада, у них теперь свои нормативы и требования, свои последовательности.
Техника Капоэйра Контемпораниа полна акробатики и ловких переходов с низкого уровня игры на высокий, с большим количеством ударов ногами (приимущественно по высокому уровню), есть также подсечки и броски. Но основной упор делается на изящество, четкость и акробатические умения. Удары из положения "База" практически все были редуцированы. Форма одежды, тадиционно белая, но может быть и цветная. Музыка исполняется на трех Беримбау (гунга, Медиу, Виола), двух Пандэйру и Атабаке. От группы к группе используют свои "школьные" ритмы.
5) Capoeira Senzala и Atual- это не стили, а скорее очень популярные в мире направления современной Капоэйра. Они отличаюся от всей остальной современной Капоэйра большей резкостью, подвижностью и агрессивностью.
6) Capoeira Miudinho (Miudinho - дословно "малюсенький"). Очень интересный стиль, созданный Mestre Suasuna из группы Cordao de Ouro. В этой Капоэйра очень много своих "уменьшенных" движений. Стиль очень изящный, идущий по своим особым правилам и принципам. Игроки работают очень низко, максимально близко и на большой скорости, при этом, как бы "перетекая" друг в друга. Здесь изучают свои уникальные последовательности. Все остальное как и в Контемпорания. Музыка может быть с использованием Беримбау (в оосновном ритм Jogo de Dentro), но бывает и без него, с использованием Нескольких Атабаке и Пандэйру.